дошкольное воспитание и образование
Главная » Архив

архив


Экскурсии.

  Экскурсии - один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни, и как природа служит им.
Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в их среде обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, т.е. материалистическое миропонимание.
  Экскурсии и прогулки на природу привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством воспитателя собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. У детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Организация экскурсий.

  Экскурсию, как форму занятия, используют в средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой экскурсии определяют программное содержание, обязательное для усвоения детьми.
  Природоведческие экскурсии проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий - знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причины происходящего в природе.
  Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при условии тщательной подготовки.

Подготовка воспитателя к экскурсии.

  Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели.
  Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей (пешеходные экскурсии допустимы только на близкие расстояния), а так же сезон, особенности дроги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений природы, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.
  Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приемы её проведения и меры безопасности. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые потом использует в работе.

Подготовка детей к экскурсии.

  За насколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатлениями и представлениями, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает её цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.
  При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с воспитателем, к проверке экскурсионного снаряжения, и оборудования для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.

Подготовка экскурсионного снаряжения.

  Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе м кокое оборудование в связи с этим надо взять с собой. Все оборудование должно находится в определенном месте. В группе должны быть вазы для цветов, цветочные горшки, садки для насекомых, террариум и аквариум, банки, подготовленные для новых обитателей.

Проведение природоведческой экскурсии.

  Природоведческая экскурсия включает вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом и заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание ребят на общую картину природы. Построение экскурсии и последовательность её проведения варьируется в зависимости от цели и сезона.
приведя детей к месту экскурсии воспитатель, в краткой беседе, напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы. Основная часть экскурсии - коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
  Основное внимание в пояснении уделяется вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явления использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.
  Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
  Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растения, срезать ветки и т.п. хотя и нельзя выполнять за детей всю работу. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.
  В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны следующие игры:
"Угадай по описанию", "Ветка, ветка, где твоя детка?", "Раз, два, три - к ясеню (липе и т.п.) беги!" и другие.

Работа после экскурсии.

  Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются на занятиях, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки, животных поместить в аквариум, террариум, садки), за растениями и животными организовать наблюдения.
  Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала: рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.
  Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.



Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *


Категории раздела
Содержание
Для детей

теги


Ваш браузер:
Версия не определена
Статистика

сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




сегодня Понедельник
Приложения
Конспекты занятий
Дополнения
Хочу игрушку!
Ссылки партнеров





Дошкольное воспитание и образование.   Теремошка  2012 - 2017.   Права не защищены. Можно всё копировать.
Хостинг от uCoz Вход дошкольное образование дошкольное образование