Главная » Архив

архив


В мире слов

(Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста.)


Цель: развивать интерес к родному языку.

Задачи:

    • автоматизация изучаемых звуков в словах;

    • обобщение и систематизация знаний детей о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях;

    • учить детей самостоятельно давать характеристику звукам;

    • учить подбирать слова, противоположные по значению, расширять словарь;

    • развивать мышление и воображение.

Предварительная работа:

    • знакомство с буквами, звуками;

    • знакомство со словом;

    • знакомство с предложением;

    • знакомство с тетрадью;

    • чтение демонстрационных таблиц.

Оборудование и материалы для занятия:

ребус; предметные картинки с изображениями изучаемых звуков; пары предметных картинок, отражающих рифмующиеся окончания; «волшебная» книга «В мире слов» (мультимедиапрезентация на основе программы Microsoft Office Power Point); музыкальное сопровождение «Песня о Мире» (сл. Т.Волгина, муз. А.Филиппенко).

Ход занятия

Занятие начинается словами:

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


Логопед:

    • Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Россия.)

    • На каком языке мы говорим? (На русском.)

    • А на каких языках люди еще могут общаться? (Дети высказывают свои предложения.)

Логопед (подводит итог ответам ребят):

    • Много разных языков, но мы должны очень хорошо знать русский язык потому, что мыживем в России. Русский язык — богатый язык. Он велик и могуч! В нем много интересных слов. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир русских слов. А поможет нам совершить это интересное путешествие волшебный предмет. Но этот волшебный предмет мы сможем взять только тогда, когда вы отгадаете ребус.

Ребус:

S K Z H W J И Q Г S A

Нужно найти знакомые буквы и составить слово. (Это слово «книга».)

Логопед достает книгу, на обложке которой написано «В мире слов».

Логопед:

    • А первая страничка этой книги откроется тогда, когда вы отгадаете мое секретное слово.

      Дидактическая игра «Составь слово из букв».

      Логопед раздает плакаты, на которых изображены звуки [и], [с], [к], [р], [а]. Дети их надевают на себя и составляют слово. (Это слово «искра».)

      Логопед открывает первую страничку книги. На ней написано слово «искра». Ребята читают его, а затем стихотворения о буквах, с помощью которых оно написано:

      «И»

      Ты с этой буквою знаком.

      Стоят два колышка рядком,

      А между ними поясок,

      Протянутый наискосок.

      «С»

      Полумесяц в небе темном

      Буквой «С» повис над домом.

      «К»

      Про букву «К» скажу вам смело -

      На стенку бабочка присела.

      «Р»

      «Р» свалилась на кота!

      Кот не кот теперь, а крот.

      Роетон подземный ход.

      «А»

      «А» - начало алфавита,

      Тем она и знаменита,

      А узнать ее легко,

      Ноги ставит широко.

Логопед:

      - Ой, ребята! Слово «искра» заболело. Кого нужно позвать на помощь? Скажите, пожалуйста, ка называется профессия человека, который лечит людей? (Врач.)

      Логопед (надевая медецинскую шапочку):

    • Здравствуйте! Врача вызывали? Что у вас случилось?

      Дети:

      - Слово «искра» заболело!

      Логопед:

    • Сейчас посмотрим и поможем. Так …

      Ребенок с изображением буквы «С»:

      - Ой! Болит.

      Логопед:

      - Вот вам таблетка — специальная, она быстро лечит все болезни букв. Сядьте и отдохните. Ой! Что это за слово получилось? (Икра.)

      Ребенок с изображением буквы «К»:

      - Ой! Болит.

      Логопед:

    • Что с тобой?

      Ребенок с изображением буквы «К»:

      - У меня болит живот!

      Логопед:

    • Вот тебе таблетка. Садись и отдохни. Ребята, посмотрите! Что это за слово получилось? (Ира.)

    • Ира. Что это за слово? (Это имя!)

    • С какой буквы пишутся имена? (С большой.)

      Логопед:

    • Ребята, а если к слову Ира добавить звук «г», то что получится? (Игра!)

      Физкультминутка

      Проводится одна из русских народных игр малой подвижности.

      Логопед:

    • Ребята, в русском языке есть такие интересные слова, которые звучат и пишутся одинаково, а значения имеют разные.

      Логопед (открывает вторую страничку книги):

      КЛЮЧ — КЛЮЧ

      КОСА — КОСА

      РУЧКА — РУЧКА

      ТРУБА — ТРУБА

      Логопед:

      - В русском языке есть еще и такие слова, которые по звучанию не похожи друг на друга. Вот эти слова и притаились на третьей странице. Эти слова не похожи друг на друга, как день и ночь. Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот»:

      Больной — здоровый,

      смелый - трусливый,

      веселый — грустный,

      жадный — щедрый,

      злой — добрый,

      глупый — умный,

      толстый — умный,

      широкий — узкий,

      низкий — высокий.

      Логопед:

      - Молодцы! А на этой странице живут слова-человечки: жадный, глупый, злой, ленивый. Раньше у них были другие имена. Но злая волшебница заколдовала их, а нам нужно расколдавать их. Давайте поможем этим человечкам вернуть им прежние имена. Для этого нужно назвать пословицы о труде, о дружбе. (Дети рассказывают пословицы.)

      Логопед:

      - Молодцы! Много знаете пословиц. И злые чары злой волшебницы вы расколдовали. Человечки вернули свои имена: щедрый, умный, добрый, трудолюбивый. Посмотрите, волшебная книга принесла игру «Слова — рифмы». Такими словами пользуются поэты, когда пишут свои стихи.

      РАК — МАК

      УДОЧКА — УТОЧКА

      ЛАК — РАК

      ПОЧКА — ДОЧКА

      Логопед:

      - Ребята, послушайте, что я скажу.

      Пришла весна в лес. Что это? (Это предложение.)

      - Сколько слов в этом предложении? (Четыре слова.)

      - Какое хитрое короткое слово? (Это слово [в]. Это предлог.)

      Логопед:

      - Ребята, а теперь подумайте и скажите. Какое самое главное слово в русском языке? (Мир.)

      - Сколько слогов в этом слове? (В этом слове один слог.)

      - Выложите по звуковой дорожке это слово. Назовите звук в начале слова, в конце, в середине. А теперь самостоятельно напишите это слово.

      Дети пишут слово. Звучит песня о мире (сл. Т.Волгина, муз. А.Филиппенко):

      Мир — это главное слово на свете!

      Мир — очень нужен нашей планете!

      Мир нужен взрослым!

      Мир нужен детям!

      Мир нужен всем!

      Логопед:

      - Это слово нужно всем людям на Земле. На каком языке они бы не говорили. Волшебная книга на своей последней странице написала нам слово «молодцы»!



Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *


Категории раздела
Содержание
Для детей

теги


Ваш браузер:
Версия не определена
Статистика

сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Добрый день! сегодня Воскресенье
Приложения
Конспекты занятий
Дополнения
Хочу игрушку!
Ссылки партнеров





Дошкольное воспитание и образование.   Теремошка  2012 - 2017.   Права не защищены. Можно всё копировать.
Хостинг от uCoz Вход дошкольное образование дошкольное образование