Главная » Архив

архив


Дифференциация звуков (Р) и (Р') в словах,

составление предложений

(Логопедическое занятие)

Задачи:

    • развитие фонематического слуха; дифференцирование звуков [р] и [р'] в словах и предложениях; активизация правильного произношения звуков [р] и [р'] в словах; упражнение в образовании прилагательных в косвенных падежах; развитие у детей умения составлять распространенные предложения;

    • развитие прослеживающей функции глаза, общей и мелкой моторики;

    • воспитание доброго отношения к окружающим; формирование межличностных отношений.

Демонстрационный материал:

    • объемные игрушки (кукла-марионетка Федора, мягкие игрушки — тигр и тигренок, кастрюли синего и зеленого цвета, плита);

    • бытовые предметы (эмалированная кастрюля, поварешка, фарфоровая тарелка);

    • продукты (гречка, рис, сухие грибы, геркулес, горох);

    • разноцветные ленты на полу (красная, оранжевая и розовая).

Раздаточный материал:

    • объемные игрушки (Шарик, Федор, Рыцарь, крот, гитарист, повар, динозавр, матрешка);

    • массажные коврики, пальчиковые бассейны;

    • разноцветные значки на каждого ребенка (красный, розовый, коричневый и оранжевый).

Иллюстративный материал:

    • «Волшебный экран» и фишки зеленого и синего цветов;

    • набор полосок для схемы предложения.

Оборудование:

    • магнитные доски,

    • магнитофон.

Ход занятия

Вводная часть

Дети здороваются. Логопед предлагает им рассмотреть картинки на магнитной доске (телевизор, ирис, гараж, рак). Ребятам нужно отгадать по первым звукам игрушку, которая придет к ним на занятие. Дети отгадывают, садятся за столы и играют с тигром.

Развитие фонематического слуха

Логопед:

    • Тигр пришел не один, а со своим детенышем. Назовите, с кем пришел тигр на занятие? (Тигр пришел с тигренком.)

    • Как рычит тигр? (Дети произносят долгий звук [р].)

    • А ка рычит тигренок? (Дети произносят звук [р'].)

    • Кто догадался, с каким звуками мы сегодня будем работать? (Дети называют тему занятия.)

    • Ребята, вам предлагается догадаться, почему у тигра синий бант, а у тигренка зеленый? (Дети высказывают свои предположения.)

    • Наши тигры любят играть в игру «Наоборот». Давайте поиграем. Нам помогут наши руки и наши любимые коврики.

      (Дети проговаривают слоги, используя массажные коврики.)

Логопед:

    • Тигр скажет грозно: «РА», а тигренок трижды повторит … (Дети отстукивают по массажным коврикам и произносят: «РЯ-РЯ-РЯ».)

Аналогично проигрывают слоги:

РО — РЁ-РЁ-РЁ; РЮ — РУ-РУ-РУ; РЕ — РЭ-РЭ-РЭ.

Дифференциация звуков [р], [р'] в словах

Логопед предлагает детям положить коврики справа от бассейна:

    • Руку в бассейн вы опустите, предметы найдите и назовите.

Дети достают из пальчикового бассейна игрушки, называют их, ставят на метку-цветочек. Затем ребятам предлагаются «разноцветные полянки».

Логопед:

    • Догадайтесь, на какой полянке, какая игрушка должна стоять?

Дети расставляют на синем коврике игрушки, в названии которых есть звук [р], а на зеленом — игрушки, в названии которых есть звук [р'].

Логопед:

    • У наших друзей тоже есть игрушки. Назовите их. (Рыба, погремушка.)

    • На какую полянку должен поставить тигр свою игрушку? (На синюю.)

    • На какую полянку тигренок поставит свою игрушку? (На зеленую.)

    • Давайте поможем тигру исключить лишний предмет: торт, морковка, рыба, градусник. (Дети называют предмет и объясняют свой выбор.)

Логопед:

    • Давайте поможем тигренку исключить лишний предмет: матрешка, грибок, дверь, погремушка. (Дети называют предмет и объясняют свой выбор.)

Логопед:

    • Где в Москве можно увидеть настоящего тигра? (В зоопарке.) Так отправимся же в зоопарк!

Физкультминутка с элементами самомассажа под музыкальное сопровождение (аудиозапись).

У жирафа пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

А у зебры есть полоски,

Есть полосочки везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.

У тигренка шерстка, шерстка,

Шерстка, шерсточка везде:

На лбу, ушах, на шее, на локтях.

Есть на носах, на животах,

Коленях и носках.


Работа над грамматическим строем речи.

Логопед предлагает детям пройти к магнитной доске, на которой находятся картинки с изображением персонажей литературных произведений и одна звуковая схема слова.

Логопед:

    • Назовите картинки. Догадайтесь по схеме слова, кто придет на занятие?

После того как дети отгадают слово, появляется игрушка-марионетка Федора и поднос с прозрачными мешочками, в которых насыпаны рис, сухие грибы, горох, геркулес.

Федора:

    • Здравствуйте, ребята! Помогите мне приготовить угощение для тигров. (Дети выбирают продукты.)

Вопросы к детям:

    • У тебя что? Какую кашу ты будешь готовить? (Рис, рисовую.)

    • А у тебя? Каким супом ты порадуешь тигров? (Горох, гороховым.)

    • Подумайте, в кастрюле какого цвета вы будете готовить и почему?

Дети раскладывают в синие кастрюли продукты, в названии которых есть звук [р], а в зеленые — продукты, в названии которых есть звук [р'], и объясняют свой выбор.

Дифференциация звуков [р], [р'] в словах.

Логопед предлагает детям помочь Федоре «помыть посуду», для чего нужно рассмотреть посуду на «Волшебном экране» и определить, губку какого цвета следует использовать. Дети раскладывают губки по цвету: синие — на картинки, в названии которых есть звук [р], а зеленые — на картинки, в названии которых есть звук [р'].

Логопед:

  • Назовите посуду, которую вы мыли.

Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения задания по вкладышам с ответами.


Составление распространенного предложения.

Логопед:

    • К Федоре вернулась не вся посуда. Давайте поможем ей найти оставшуюся посуду.

Ребятам нужно отыскать свой цветок на полу, соответствующий цвету значка на груди, встать рядом с ним.

Логопед:

    • По какой дорожке пойдете? (Логопед дает возможность каждому ребенку ответить на поставленный вопрос.)

    • Соберите потерявшуюся посуду на стол. Назовите ее. (Кастрюля, поварешка, тарелка.)

Далее следует работа со схемой предложения на магнитной доске. Логопед предлагает детям дополнить его предложение:

  • Суп налили. Куда? (Суп налили в тарелку.)

Ребята добавляют в схему предложения новые слова-полоски после каждого уточнения.

Логопед:

    • В какую тарелку? (Суп налили в глубокую фарфоровую тарелку.)

    • Откуда налили суп? (Суп налили в глубокую фарфоровую тарелку из кастрюли.)

    • Из какой кастрюли налили суп? (Суп налили в фарфоровую глубокую тарелку из красной эмалированной кастрюли.)

    • Чем налили суп? (Суп налили в фарфоровую глубокую тарелку из красной эмалированной кастрюли поварешкой.)

    • Какое предложение вам больше нравится: первое или последнее? (Дети отвечают и объясняют почему.)

    • Давайте стремиться говорить красиво!

Итог

Логопед:

    • Слова с какими звуками мы произносили чаще всего? (Со звуками [р], [р'].)

Логопед говорит детям, что занятие закончилось, и предлагает взять с собой игрушки — тигра и тигренка и подыскать им в подарок слова, в названии которых есть звуки [р], [р'].

Ребята прощаются и уходят в группу.



Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *


Категории раздела
Содержание
Для детей

теги


Ваш браузер:
Версия не определена
Статистика

сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Добрый день! сегодня Среда
Приложения
Конспекты занятий
Дополнения
Хочу игрушку!
Ссылки партнеров





Дошкольное воспитание и образование.   Теремошка  2012 - 2017.   Права не защищены. Можно всё копировать.
Хостинг от uCoz Вход дошкольное образование дошкольное образование