дошкольное воспитание и образование
дошкольное воспитание и образование
Главная » Архив

архив


"Изобразительная  деятельность  дошкольников
как  вид  художественной деятельности."

 Изобразительная  деятельность  дошкольников, как  вид  художественной деятельности должна  носить  эмоциональный,  творческий  характер.  Педагог
должен создавать для этого все условия: он прежде  всего  должен  обеспечить:
* эмоциональное,    образное    восприятие    действительности,    
* формировать эстетические  чувства  и  представления,  
* развивать  образное   мышление   и воображение,  учить  детей  способам  создания  изображений,  средствам   их
выразительного исполнения.
      Процесс  обучения  должен  быть   направлен   на   развитие   детского изобразительного  творчества,  на  творческое   отражение   впечатлений   от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
      Обучение   изобразительной   деятельности   без   формирования   таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей  доброты,  справедливости,  для  углубления  тех  благородных  чувств, которые возникают у них.

 Основное значение изобразительной деятельности заключается в том,  что она является средством эстетического воспитания.
 Для эстетического воспитания детей и для развития  их  изобразительных способностей   большое   значение   имеет   знакомство   с    произведениями изобразительного искусства.
 
Традиционная классификация:
            . наглядные;
            . словесные;
            . практические.

      В последнее время разработана новая  классификация  методов.  Авторами новой  классификации  являются:  Лернер  И.Я.,  Скаткин  М.Н.  она  включает следующие методы обучения:
            . информативно - рецептивный;
            . репродуктивный;
            . исследовательский;
            . эвристический;
            . метод проблемного изложения материала.

      В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
            > рассматривание;
            > наблюдение;
            > экскурсия;
            > образец воспитателя;
            > показ воспитателя.

      Словесный метод включает в себя:
            > беседу;
            > рассказ, искусствоведческий рассказ;
            > использование образцов педагога;
            > художественное слово.

      Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих  навыки  до  автоматизма.  
Он включает в себя:
            > прием повтора;
            > работа на черновиках;
            > выполнение формообразующих движений рукой.

 Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях –  важнейший  методический прием.
        Еще  один  прием  работы  в  первой  младшей  группе  –  сотворчество
педагога с детьми.
      Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно  –  рецептивный  метод.  Особенно   полезен   перед   занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят  форму  рукой, играют  с  флажками,  мячами,  шарами,   ощупывают   их   очертания.   Такое обследование предмета создает более полное представление о нем.
      Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и  показ  этого  движения  в  воздухе.  Прямой  показ  способа   изображения применяется только в том случае, данная форма встречается впервые.

Педагог должен внимательно подходить к отбору объектов для рассматривания и изображения по всем темам программы. Этот принцип должен учитываться при подборе объектов изображения и определении объема изобразительных умений и навыков для детей каждого возраста. Из всего многообразия жизненных явлений отбираются темы, доступные их пониманию и изображению. Учебный материал в программе расположен с учетом постепенного нарастания сложности объектов изображения от близких, хорошо знакомых ребенку предметов ко все более широкому кругу предметов и явлений.
В младшем возрасте это отдельные предметы, хорошо знакомые детям, которые они не только зрительно воспринимали, но могли подержать в руках, ощупать их форму, ощутить вес: карандаш, мячик, баранка, флажок, лопатка и др. Все эти предметы очень просты по форме. Изображать предметы, воспринятые издали, мимолетно или со слов взрослого, младший дошкольник не может, так как представления о предмете неточны, внимание неустойчиво и ему недостаточно для создания цельного, ясного образа только зрительных или только слуховых восприятий.
Простота первых объектов для изображения необходима потому, что только такие несложные формы доступны для восприятия и воплощения в силу неразвитости руки и неумения провести анализ предмета. Все эти моменты не позволяют вводить в программу изображение предметов, имеющих в строении три части.

Например, для младших групп рекомендуется изображение предметов, имеющих простую форму (ленточка — длинная горизонтальная линия, баранка — замкнутая округлая линия, флажок — прямоугольник, соединенный с прямой линией, и т. п.). Анализ этих предметов очень несложен, он доступен трехлетнему ребенку.

                                     Консультация на тему:
   "Изобразительная деятельность в младшей группе."

         Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью подвижностью. Эти показатели относятся как к оконченному продукту, так и к характеру процесса деятельности.

       Задачи.

·        Формировать способы зрительного и тактильного обследования объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

·        Учить ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество, адекватно применять полученные представления в конкретных творческих ситуациях (например, нарисуем такую картинку: «на веточке висит один листочек, а в воздухе кружится много листочков», «мама уточка большая, а утенок – маленький»).

·        Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке.

·        Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно – обогащенной трактовки художественных образов.

·        Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

·        Учить детей видеть целый художественный образ в единстве художественно – изобразительных средств колористической композиции и смысловой трактовки.

·        Создать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на основе знакомых средств художественно – образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

·        Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы.

·        Вызывать у детей интерес к сотворчеству с взрослым и другими детьми при создании коллективных композиций.

·        Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах и сочетания между собой.

                                            "Детское творчество"

   Способность к творчеству – специфическая особенность человека, которая выделила его из мира животных. Н.А. Ветлугина пишет, что предпосылкой к продуктивному творчеству детей является формирование художественно – образного начала. Творчество дошкольника связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Определение детского творчества одной из первых дала Е.А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает егно в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому» (Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961). Исследования психологов, педагогов дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни. Но уже есть опыт работы Марии Геошинской по обучению рисованию грудничков совместно с мамами.

       Изобразительная деятельность в ДОУ включает в себя рисование, лепку, аппликацию и конструирование. Основная цель обучения изобразительной деятельности – развитие творческих способностей детей. В процессе изображения у ребенка закрепляются определенные знания об окружающем мире, возникает отношение к объекту познания и изображаемому предмету. Во время занятия дети приобретают определенные знания и умения в работе с различным материалом, познают свойства этого материала, экспериментируя с ним. У детей воспитывается творческая способность использовать умения в процессе изображения предметов и явлений действительности. Изобразительная деятельность заключает в себе большие возможности. Она является средством умственного, эмоционального, эстетического и волевого развития детей. В процессе этой деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции. А развитие мелкой моторики руки развивает мышление и речь, ведь рука, по словам Канта, является выдвинутым вперед мозгом человека. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Познавая красоту окружающего мира и произведения искусства, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь к красоте окружающего. Более полному восприятию окружающего мира помогает интеграция музыки, слова и изобразительной деятельности.

       По мнению Т.Г. Казаковой, изобразительная деятельность будет успешной для детей младшего дошкольного возраста, если выполнять следующие педагогические условия:

       1. Последовательная система заданий строится с учетом конкретных задач программы эстетического воспитания детей дошкольного возраста, задач формирования у них предпосылок творчества.

      2. Работа с детьми организуется таким образом, чтобы дети могли не только следовать образцу, но и действовать самостоятельно. При этом воспитатель использует прием сотворчества, создает игровые ситуации и т.п.

     3. Комплексное воздействие различных видов искусства, художественной деятельности обеспечивает активное вхождение ребенка в образ.

     4. Использование различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений прикладного искусства помогает восприятию и воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа.

   5. Взаимосвязь методов и приемов обеспечивает не только обучение детей изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать), но и формирование способов самостоятельных действий ( как на занятиях, так и вне их).

                                   ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
                                                  Задание

      Перед вами задачи обучения изобразительной деятельности двух технологий. Определите вид этих технологий. Обоснуйте свой выбор, опираясь на предложенные задачи.

            Задачи обучения изобразительной деятельности:

     1-я технология    
                                 2-я технология

1.  Воспитывать умение правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений    
1. Создавать условия для развития творческой деятельности детей дошкольного возраста

2. Развивать умение изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием    
2. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности

3. Развивать умение изображать несколько предметов, объединенных общим содержанием    
3. Создавать в группе условия для самостоятельных занятий, способствовать самореализации творческих способностей каждого ребенка

4. Овладеть техническими приемами работы с различными материалами    
4. Предоставлять детям возможность выбора темы и материала для занятий изодеятельностью

5. Формировать знания, умения, навыки, соответственно реализуемой программе    
5. Формировать у детей знания, умения, навыки, развивать у них творческую активность, желание рисовать

6. Воспитывать у детей чувство товарищества при выполнении коллективных работ    
6. Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции на основе партнерских отношений
Первая технология – формирующая, вторая – развивающая.


Условия для развития детского творчества в изодеятельности :  

 1.Условия для творческой самореализации детей в изодеятельности.    
                 2.Условия для свободного, творческого отношения ребенка к изобразительной деятельности.

1. Предоставление ребенку права свободного выбора сюжета и изобразительных средств    
2. Предоставляют детям возможность использовать для рисования различные материалы

1. Освоение технических приемов изодеятельности не доминирует и не подменяет создание художественно-выразительного образа    
2. Помогают одновременно осваивать всю цветовую палитру

1. Обучающие моменты вводят ненавязчиво, по мере необходимости, с ориентацией на готовность ребенка к их принятию    
2. Поощряют самостоятельное экспериментирование с цветом ( смешивание цветов, получение дополнительных цветов и т.д.)

Никитина-Крыжко И.В.


Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *


Категории раздела
Содержание
Для детей

теги


Ваш браузер:
Версия не определена
Статистика

сейчас на сайте: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0






Добрый вечер! сегодня Воскресенье
Приложения
Конспекты занятий
Дополнения
Хочу игрушку!
Ссылки партнеров


Дошкольное воспитание и образование.   Теремошка  2012 - 2017.   Права не защищены. Можно всё копировать.
Хостинг от uCoz Вход дошкольное образование дошкольное образование