дошкольное воспитание и образование
Главная » Архив

архив


Анализ современных методов преодоления заикания

 у детей подростков и взрослых

Обследование заикающихся.

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет

Обследование заикающихся

Основные разделы обследования:

1.                  анкетные данные, сведения о семье ребёнка и условиях его воспитания.

2.                  сбор анамнестических сведений.

3.               объективные данные (состояние слуха, зрение, интеллекта, медицинский диагноз заикания, сведения об общем развитии ребёнка, его поведении, игровой или учебной деятельности.

4.                  состояние моторных функций.

5.                  объективные данные о состоянии речи:

-                   общая характеристика речи,

-                   строение артикуляционного аппарата,

-                   просодическая сторона речи,

-                   фонематическое восприятие,

-                   звуковой анализ и синтез слова,

-                   понимание обращённой речи,

-                   словарный запас,

-                   грамматический строй речи,

-                   связная речь.

6.                  характеристика проявления заикания.

7.                  особенности проявления личности и эмоционально-волевой сферы.

Кор-педагогическая работа с заикающимися дошкольниками.

Комплексн. леч-пед. подход к преод. заикания.

Леч-пед. компл. меропр. сост. из 2 частей: 1.леч-оздоров; кор-пед.

Лечебно-оздоровительную работу проводят медики.

Кор-оздор. раб.: устр. реч. деф.; устр. психологич. особ. заикающихся.

Методика Власовой Н.А., Рау Е.Ф. Нараст. сложн. упр. в зав-ти от степ. реч. самост. реб.: 1.сопряж. речь; 2.отражен. речь; 3.заучен. фраза; 4.ответы на вопросы по знакомой картинке, самост. опис. знакомой карт; 5.пересказ по карт; 6.спонтанная речь (рассказ по незнакомой картинке); 7.самостоятельная речь.

Г.А.Волкова – сист. устр-я заик. с использ. игровой д-и.

По степени участия логопеда в формир. речи заикающегося в проц. игры автор выделяет 4 этапа:

1.         Логопед непосредственно участвует в игре: предлагает, рассказывает правила, возможное разв-е и оконч. игры, назначает водящего, распр-т роли, с каждым говорит текст по ходу игры.

2.         Логопед косвенно возд-т на речь и повед. детей. Участвует в играх на вторых ролях. Под его руководством выбирают водящего, устанавл-т очередность игровых действий, подбирают игровой мат-л, оформляют результаты игры в речи.

3.         Логопед осущ-т только общий контроль за игрой. Дети сами предл-т игру, планир-т ход, сами опред-т роли, оценивают повед. сверстников на занятии.

4.         Дети рассказ-т логопеду о своей д-и в д/с, дома, об играх, в кот. играют. Логопед по рассказам детей и по сведениям, полученным от родителей, оценивает навыки самостоятельного поведения детей в игре, навыки правильной речи. Он планирует свои действия по коррекции речи детей, учит их переносить умения на новые игровые действия, в неигровые ситуации.

Рекомендуется определенная последовательность введения игр для заикающихся детей разных возрастов. В системе занятий с заикающимися детьми 4-5 лет ведущее место занимают игры с хоровым пением; на втором по значимости месте стоят подвижные игры с правилами; третье место занимают дидактические игры. Для заикающихся детей 5-6 лет ведущее место должны занимать игры-драматизации стихотворного текста; второе место -игры с пением - инсценировки; третье место - дидактические и подвижные игры с правилами. Для заикающихся детей 6-7 лет ведущее место в системе игр занимают дидактические игры, в основном математические; на втором месте стоят подвижные игры с правилами, с элементами соревнования; третье место занимают игры-драматизации стихотворного текста.

Кор-пед/ работа с заикающимися школьниками.

Мет. Чевелевой Н.А. Кор. заикания в проц. ручной продуктивн. д-ти. Посл-ть упр.: от нагл. облегч-х форм речи к отвлеч-м, контекстным высказ-м.

5 периодов коррекции: 1 – пропедевтический: временное ограничение речи; принятие образца речи (ритм, четкость). 2 – сопровождающая речь); собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора); усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов. 3 – завершающая речь: дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия); регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом. 4 – предваряющая речь: дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи); усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу). 5 – закрепление навыков самостоятельной речи: развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.

Л.В.Ястребова – т.к. заикание нарастает в классе, когда необходимо отвечать, основным содержанием коррекционной работы должны быть специальные упражнения, которые моделируют различные коммуникации.

1 этап. Выработка умения адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общении. 2 этап. Формир. умений и навыков обучения, обеспечивающих способность школьника выступать в роли руководителя в коллективных формах деятельности. 3 этап. Закрепление умений и навыков свободной межличностной коммуникации с учетом различных аспектов общения (информационный, взаимодействии и саморегуляции).

Методика формирования твердой ритмичной речи А.И.Богомоловой.

Предусматривается: твердое произнесение согласных и напряженное, длительное произнесение гласных звуков: выделение ударных гласных звуков голосом и более длительное протяжное произнесение ударного; произвольное место выдоха: сильный выдох: наличие обычных пауз между словами: соблюдение интонационно-мелодического рисунка речи (логическое слово, вопрос, ответ): сопровождение речи движением руки (рече-ручная связь).

Кор-педагогическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.

Активный наступательный метод преодоления заикании у подростков Р.И.Боксер. Основа деят-ти логопеда - многоцелевое использ. кор. приемов и средств, т.е. каждый прием, кажд. средство на занятии д. решать ряд задач: 1)воспитание гибкости при изменении позиции собеседника; 2) тренировка быстрой реакции на производимые действия с мгновенным пояснением; 3) развитие наблюдательности и внимания: 4) тренировка способности выбрать из потока информации существенное и компактно, сжато выразить свои мысли.

На подготовительном этапе работа на бессловесном (немое артикулирование звуков – отработка навыков последующего свободного манипулирования произнесением звуков).

Основной этап - овладение навыками речевой коммуникации, на различных уровнях общения и развития необходимых  личностных качеств у подростков.

1 этап формирование техники речи, которая включает в себя постановку дыхания, голоса и работу над артикуляцией. Обучение строится на материале упрощенных форм речевых заданий. Логопедическая работа проводится одновременно с психотерапией.

На втором-этапе логопедической коррекции используются освоенные формы техники речи на более сложном речевом материале: чтение текстов и их пересказ. На этом этапе особое внимание уделяется также пониманию подростками содержания и смысла текста. На логопедических занятиях отрабатывается материал, который подросток затем будет отвечать в школе па уроках.

На третьем этапе логопедической работы проводится автоматизация новых навыков речи и использование их в различных видах речевой деятельности, в том числе и в спонтанной речи в различных ситуациях общения. Особое внимание уделяется воспитанию психологической устойчивости к речевым и другим трудностям, рациональному преодолению ситуаций.

Система комплексной реабилитации заикающихся, предложенная Л.З.Арутюнян, определяется автором как комплексная методика устойчивой нормализации речи при заикании.

Коррекционная работа идет по трем направлениям: 1)логопедическая работа, направленная на устранение речевых судорог: 2)психотерапия, направленная на редукцию чувства тревоги в связи с актом речи: 3) психологическая работа, направленная на осознание своего состояния и уверенности в реальной возможности выздоровления.



Вы можете оставлять свои комментарии, пожелания и дополнения,
заполнив поля помеченные *


Категории раздела
Содержание
Для детей

теги


Ваш браузер:
Версия не определена
Статистика

сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




сегодня Понедельник
Приложения
Конспекты занятий
Дополнения
Хочу игрушку!
Ссылки партнеров





Дошкольное воспитание и образование.   Теремошка  2012 - 2017.   Права не защищены. Можно всё копировать.
Хостинг от uCoz Вход дошкольное образование дошкольное образование