дошкольное воспитание и образование
дошкольное воспитание и образование

Логопедия


страницы  страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница 7 страница 8

Обследование артикуляционной моторики

Движение губ

    • Открыть рот, раздвинуть губы так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

    • Сжать челюсти, сомкнуть губы. Выполнять движения губами вверх, вниз, вправо, влево.

    • Сжать челюсти. Сомкнутые губы вытягивать вперед хоботком. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

Движения нижней челюсти

    • Широко открыть рот и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 30.

    • Попеременно перемещать нижнюю челюсть вправо-влево.

Движения языка

    • Рот широко открыть. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать такое положение под счет от 1 до 5.

    • Рот широко открыть. Высунуть как можно дальше кончик языка «иголочкой». Удерживать положение под счет от 1 до 5.

    • Рот широко открыть. Высунуть язык как можно дальше, но не заостряя при этом кончик. Затем убрать язык в глубь рта. Повторить несколько раз.

    • Рот широко открыть. Высунуть язык. Поочередно касаться кончиком языка то правого угла рта, то левого.

    • Рот широко открыть. Поочередно упираться кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы.

Состояние мышц щек

    • Надуть обе щеки одновременно и удерживать воздух под счет от 1 до 10.

    • Вытянуть щеки. Удерживать положение под счет от 1 до 5.

    • Перегонять воздух из одной щеки в другую.

Обследование состояния мягкого нёба

При необходимости проводят обследование состояния мягкого нёба:

    • поднимание нёбной занавески при энергетическом произнесении звука а;

    • наличие или отсутствие утечки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномерность утечки;

    • наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появление рвотных движений при легком прикосновении шпателем к мягкому нёбу).

Для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают так называемые функциональные пробы.

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удержатьего неподвижно по средней линии, одновременно следя глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях.

Проба является положительной, если в момент движений глаз отмечается отклонение языка в соответствующую сторону.

Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

Обследование звукопроизношения

Примерный ряд слов для проверки звукопроизношения:

«с» суп, сова, коса, усы, костюм, нос, лес;

«сь» семь, синий, такси, апельсин, гусь, лось;
«з» зубы, замок, коза, козленок, язык;
«зь» зима, земляника, магазин, газета;
«ц» цапля, цепь, цветы, яйцо, лицо, кузнец, молодец;
«ш» шина, шуба, машина, мышата, пушка, камыш, малыш;
«ж» жук, жаба, ножи, одежда;
«щ» щука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ;
«ч» чайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь;
«к» крот, корова, мука, морковь, лук, сок;
«кь» кит, кино, накипь, маки;
«г» гусь, газон, гвоздь, рога, вагон;
«гь» гиря, гитара, сапоги, ноги;
«х» халат, хобот, хворост, находка, прохлада, мох, порох;
«хь» хитрец, хижина, мохер, крохи;
«л» лук, лак, полка, платок, молоко, пол, дятел;
«ль» лимон, лев, пальма, полет, боль, пыль;
«р» рак, рукав, корова, баран, брат, парк, пар, комар;
«рь» рюмка, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.




Приемы и методы логопедического обследования детей

с недостатками речи

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.




страницы  страница 1 страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница 7 страница 8

Содержание
Для детей

теги


Ваш браузер:
Версия не определена
Статистика

сейчас на сайте: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0






Добрый вечер! сегодня Воскресенье
Приложения
Конспекты занятий
Дополнения
Хочу игрушку!
Календарик
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Ссылки партнеров


Дошкольное воспитание и образование.   Теремошка  2012 - 2017.   Права не защищены. Можно всё копировать.
Хостинг от uCoz Вход дошкольное образование дошкольное образование